Лозівські Новини
Неділя, 2024-05-19, 8:53 AM
Вітаю Вас Гість | RSSГоловна | Реєстрація | Вхід
Меню сайту
Форма входу
Останні новини

Промывание мозгов или...
Черговики отримають житло у Лозовій
Боротьба з грипом
"Листи щастя"
Земля – народу
Як правильно обрати своє майбутнє?

Пошук
Календар
«  Червень 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Головна » 2009 » Червень » 9 » «Упрощенцы» - полет нормальный?
11:10 AM
«Упрощенцы» - полет нормальный?

«Упрощенцы».

Одиннадцать  лет! Полет нормальный?

  В июле 2009 исполнится 11 лет со дня внедрения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, предусмотренной Указом Президента Украины,  подписанного еще Леонидом Кучмой. Согласно Конституции, внедренная в 1998 году система будет действовать до тех пор, пока парламент не примет отдельный закон, регулирующий налогообложение нынешних «упрощенцев».

  Но с каждым годом предприниматели, пользующиеся упрощенной формой налогообложения, задаются вопросом:  - надолго ли?

  Перед каждым новым бюджетным годом начинаются разговоры: быть или не быть упрощенной системе? Но здесь следует вспомнить, что в соответствии к положениям статьи 1 Закона Украины "О системе налогообложения", изменения и дополнение к законам Украины о налогообложении относительно предоставления льгот, изменения налогов, собрания, механизма их уплаты вносятся в законы Украины о налогообложении не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года. Таким образом, новые условия, если они будут введены, вступают в силу с 1 января 2010 года и ни как не распространяются на 2009 год. Так что фора у нас есть. А если парламентарии и в дальнейшем будут работать в темпе последних двух лет, то убрать «упрощенку» соблюдя нормы законодательства вообще проблематично.

  По мнению народного депутата  Андрей Давиденко  "увеличивать поступление в бюджет нужно, улучшая предпринимательскую среду и увеличивая количество предпринимателей, которые обеспечивают себя работой и платят налоги, а не стараться дополнительно усилить давление на предпринимателей".

  Но давайте вернемся к прошедшим десяти годам. Вспомним, кто такие «упрощенцы», как перейти на упрощенную систему налогообложения и что дала эта система Нам и государству?

  Наиболее распространенной из действующих систем налогообложения у предпринимателей является упрощенная система налогообложения с уплатой единого налога. Регулируется она нормами Указа № 746 (Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г.),  Постановления № 507 (Постановление КМУ от 16.03.2000 г. "О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727"), Порядка № 599(Порядок выдачи свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНА Украины от 29.10.99 г. № 599) и предусматривает уплату единого налога вместо ряда других налогов и сборов. Статья 6 Указа № 746 устанавливает перечень налогов и сборов, плательщиками которых предприниматели - единщики не являются. К ним относятся:
     – налог на добавленную стоимость;
     – налог на доходы физических лиц (для физических лиц – субъектов малого предпринимательства);
     – плата (налог) за землю;
     – сбор на специальное использование природных ресурсов;
     – сбор на обязательное социальное страхование;
     – налог на промысел;
     – сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
     – сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг;
     – взносы в Государственный фонд содействия занятости населения;
     – плата за патенты в соответствии с Законом о патентовании.
     Применение данной системы налогообложения возможно при соблюдении определенных условий.
     Что касается взносов в Пенсионный фонд, то предприниматели не должны платить пенсионные взносы за себя. Поскольку с 2004 года изменился порядок определения стажа для начисления пенсии, то от предпринимателей требуют уплаты взносов в ПФУ за наемных работников.
     Число наемных работников, включая членов семьи предпринимателя, в течение года должно быть одновременно не более десяти человек.
     В общей же сложности за год наемных работников может быть значительно больше, но одновременно их должно быть не более десяти человек.
     Обращаем внимание, что с членами семьи, участвующими в предпринимательской деятельности, заключаются трудовые договоры на общих основаниях.
     За каждого оформленного наемного работника предпринимателю необходимо производить доплату в размере 50% ставки, установленной для самого предпринимателя. При этом необходимо вести упрощенную кадровую документацию (трудовые договоры, табеля выхода на работу наемных работников, ведомости начисления заработной платы, график отпусков, распоряжения на предоставление отпусков и т. д.).
     Объем выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за год не должен превышать 500 000 грн.
     Под словом "год" в данном случае следует понимать "календарный год". Разъяснение по данному вопросу дано в Постановлении № 507 и приведено в письмах Госкомпредпринимательства от 13.06.2001 г. № 2-532/3628 и ГНА Украины от 15.06.2001 г. № 7953/7/17-0517.
     Не может применять упрощенную систему налогообложения предприниматель, который осуществляет торговлю ликеро-водочными, табачными изделиями и горюче-смазочными материалами и др.
     Кроме того, п. 4 Заключительных положений Закона № 2505 установлено, что с 1 июля 2005 года до принятия Закона Украины "Об упрощенной системе налогообложения" положения Указа № 746 применяются с учетом некоторых особенностей.
     Особенности состоят в запрете как для юридических лиц, так и для предпринимателей работать по упрощенной системе налогообложения, если они:
     – осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устроением казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляют обмен иностранной валюты;
     – производят подакцизные товары, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;
     – осуществляют добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения, оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащих лицензированию в соответствии с Законом № 1775.
     Закон Украины от 22.12.2006 г. № 535-V "О внесении изменений в некоторые законы Украины по налогообложению изделий искусства, предметов коллекционирования и антиквариата" также ограничивает применение упрощенной системы налогообложения для предпринимателей, осуществляющих перепродажу предметов искусства.
     Ставка единого налога устанавливается местными органами и зависит от вида деятельности, но не от места осуществления этой деятельности. Минимальный размер ставки составляет 20 грн., а максимальный – 200 грн. за календарный месяц.
     Таким образом, где бы предприниматель – плательщик единого налога не осуществлял свою предпринимательскую деятельность, он должен уплачивать единый налог по той ставке, которая установлена местным советом по месту его государственной регистрации для данного вида деятельности.
     Местные советы могут в течение календарного года пересматривать ставки единого налога (в сторону уменьшения или увеличения) или своим решением отменять тот или иной вид деятельности, на который ранее была установлена ставка единого налога.
     Если в течение срока действия полученного Свидетельства Единого Налога соответствующим местным советом изменяются (увеличиваются или уменьшаются) ставки единого налога, то перерасчет сумм единого налога за период, за который произведена оплата, не осуществляется (п. 2 Порядка № 599).
     Если в Заявлении предпринимателя указывается несколько видов деятельности, которыми он планирует заниматься, применяется большая ставка единого налога.
     Несмотря на то что ставка единого налога не зависит от объема выручки, полученной в отчетном периоде, предприниматели не освобождены от ведения учета доходов и расходов. Но учет этот также упрощен.
     Согласно Порядку № 599 предприниматели ведут учет доходов и расходов в Книге ф. № 10, при этом обязательному заполнению подлежат только четыре графы "период учета", "расходы на производство продукции", "сумма выручки (дохода)", "чистый доход". В настоящее время отсутствует нормативный документ, определяющий порядок заполнения данной Книги, поэтому предприниматели заполняют ее по-разному. Как правило, данные о полученных доходах и понесенных расходах записываются в суммарном выражении за день. Такое ведение учета не требует обязательного наличия первичных документов, подтверждающих расходы предпринимателя, поскольку расходы никак не влияют на валовой доход предпринимателя и ставку единого налога.
     Нормы действующего законодательства позволяют плательщику единого налога по своему выбору добровольно зарегистрироваться в качестве плательщика НДС.
     В данном случае он в общем порядке ведет налоговый учет по НДС. Для этого ему необходимо заполнять реестры выданных и полученных налоговых накладных, выписывать налоговые накладные, формировать налоговый кредит при наличии налоговых накладных и первичных документов, подтверждающих уплату НДС в составе приобретаемых товаров (работ, услуг), представлять отчетность по НДС в сроки, установленные законом. Отсутствие налоговых накладных, подтверждающих право на налоговый кредит, в значительной степени увеличит сумму платежей в бюджет. Поэтому, если плательщик единого налога зарегистрирован в качестве плательщика НДС, ему необходимо иметь первичные документы, подтверждающие понесенные расходы.
     Плательщик единого налога при соблюдении определенных условий может не применять РРО.
     Плательщик единого налога, если не торгует подакцизными товарами, кроме пива на разлив, может не применять ни РРО, ни КУРО и расчетные квитанции, что, в свою очередь, освобождает его от представления отчетности по РРО. Если же в ассортиментном перечне предпринимателя имеются подакцизные товары или пиво в бутылках либо банках, то он обязан оформлять расчетные документы и представлять отчетность в соответствии с требованиями Закона № 1776.
     Согласно ст. 6 Указа № 746 плательщики единого налога освобождены от уплаты целого ряда налогов и сборов, обязательных платежей. Вместе с тем остаются еще налоги и сборы, установленные действующим законодательством, которые предприниматели - единщики должны уплачивать на общих основаниях.

  Что же дала упрощенная система  предпринимателям? По мнению Константина Ващенко, председателя Госкомпредпринимательства, значение данного документа для бизнес - среды можно сравнивать даже с Актом провозглашения независимости для государства в целом.
Ведь простота и прозрачность правил налогообложения, процедур учета и контроля позволили многим украинцам добиться личной экономической независимости и определенного уровня самообеспечения.

  Благодаря “упрощенке” удалось в короткий срок занять миллионы людей, оказавшихся без средств к существованию. Можно также отметить, что с каждым годом в Украине наблюдается тенденция к росту основных показателей деятельности субъектов, работающих по упрощенной системе налогообложения, и это положительно сказывается на динамике поступлений в бюджеты разных уровней. Сейчас “упрощенцами” являются более 40% субъектов малого предпринимательства, в 1999-2007 гг. количество плательщиков единого налога увеличилось почти в 12 раз, а бюджетные поступления от его уплаты возросли в 14 раз. Предприниматели-“упрощенцы” обеспечивают работой 1,5 млн граждан.

  По мнению  Государственного комитета по предпринимательству, нормы, касающиеся “упрощенки”, нуждаются в корректировке. Например, внедрение обязательного учета доходов и расходов предпринимателей и автоматическое определение в качестве базы налогообложения дохода, а не объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), предотвратит уклонения от уплаты налогов. Пожалуй, пришла пора установить ответственность “упрощенцев” (как физических, так и юридических лиц) за превышение ими предельного объема дохода путем введения процентных ставок для налогообложения сумм этого превышения (например, в случае превышения дохода на 300 тыс  грн. физлицо должно уплачивать 1% от этой суммы). Что же касается конкретных показателей, то с учетом инфляции и увеличения доходов наемных работников предельный объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) целесообразно увеличить для физических лиц с 500 тыс грн. до 1 млн грн., для юридических лиц — с 1 млн грн. до 3 млн грн.
    Размеры ставок единого налога для физических лиц могут составить 60-300 грн. Что же касается юридических лиц, то в связи с увеличением нагрузки по уплате пенсионных и страховых платежей существующий размер ставок для них, наоборот, нужно вдвое уменьшить: соответственно, с 6% до 3% и с 10% до 5%. Это мотивируется тем что, например, средний уровень индекса инфляции за 10 лет — с января 1998 г. по январь 2008 г. — составил 112,95%. В 1998 г. минимальная заработная плата составляла 45 грн., а на конец 2008 г. — 605 грн., т.е. увеличилась в 13,4 раза. Только в течение этого года, согласно законодательству Украины, ее предусматривается повысить до 669 грн.

  Так по ком ударит возможная отмена упрощенной системы налогообложения? По моему мнению, мелкий бизнес в Украине работает легально только благодаря упрощенной системе налогообложения. Особенно это касается периферии, областных и районных центров, где «упрощенка» единственный способ работать честно, когда тебя не «раздевают» налоговики и прочие «контролирующие органы». Главная причина, по которой нас хотят лишить упрощенной системы, - это то, что у проверяющих служб нет возможности ежедневного рэкета и наполнения кармана. Всем кто занимается бизнесом стоит вспомнить навал проверок до ввода в действие упрощенной системы налогообложения.

 В условиях кризиса усиливать давление на субъектов предпринимательской деятельности физический лиц является неразумным ходом, поскольку этот сегмент может стать спасением для уволенных из предприятий людей, именно упрощенная система налогообложения создает для уволенных людей возможность начать собственное дело и получить доход.

  И нельзя забывать, что упрощенная система налого­обложения — это не льгота, как пытаются трактовать Минфин и Госналогслужба, а одна из форм государственной поддержки малого бизнеса. Ведь “упрощенцы” никогда не бывают убыточными, так как уплачивают налог не в зависимости от полученной прибыли, в отличие от предпринимателей, работающих на общей системе налого­обложения.

 

  P.S. Когда готовилась статья появились новые условия:  с 1 мая вступило в силу  постановление №366 от 14 апреля «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, выбравшими особенный способ налогообложения». Согласно его требованиям, помимо единого налога, физлица -предприниматели будут обязаны доплачивать в Пенсионный фонд 123,5 гривны на каждого наемного работника, а с декабря 2009 года — 138,11 гривны. Правительственная инициатива была вызвана соображениями сокращения дефицита в ПФ — одно из требований для возобновления сотрудничества с  МВФ — и полностью повторяет законодательное предложение, внесенное в Верховную Раду и не принятое. Инициаторы постановления рассчитывают получить за 8 месяцев дополнительные 1,9 миллиарда гривен пенсионных денег.

   Новация более чем сомнительна с правовой точки зрения. Дело в том, что изменения платежей в госфонды должны приниматься только специальными налоговыми законами, а не подзаконными актами. Также постановление правительства противоречит Указу президента 1998 года о едином налоге, имеющему силу закона, согласно переходным положениям Конституции. Но в отличие от абстрактного закона, постановление правительства подкреплено вполне реальными фискалами, которым уже разосланы соответствующие инструкции о выполнении данного акта.  Спорить с ними для предпринимателей — себе дороже.

  Ликвидировать нестыковки и снять волну негатива против правительства предпринимательской среде предложили депутаты от БЮТ Александр Фельдман и Олег Гейман. В разработанном ими законопроекте содержится положение об увеличении ставок налога в зависимости от выручки. Согласно законопроекту, ставки единого налога увеличиваются с максимальных 200 гривен после превышения лимита оборота в 500 тысяч гривен в год: при обороте до 1 миллиона единый налог предложено установить в рамках 200-500 гривен, при обороте до 1,5 миллиона — от 500-900 гривен, до 2 миллионов —  900-1500 гривен. Предусмотрено законопроектом и увеличение отчислений в Пенсионный фонд с 42% до 53%, но в рамках самого платежа за счет уменьшения отчислений в фонды социального страхования. 

 

 



Переглядів: 1014 | Додав: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Архів записів
Погода

GISMETEO: Погода по г.Лозовая

Інформери

Курсы валют на PROext

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Copyright MyCorp © 2024